Всемогущий Бог вложил в сердца людей ещё с их детских лет такое прекрасное качество, мировосприятие и способность, которую мы называем «мечта». Обычно наши мечты связанны с романтикой, путешествиями, с принцами на белых конях и принцессами. Мечтать любят дети и взрослые. Мечтать – значит устремляться в будущее в своих желаниях и стремлениях. В словарях это слово раскрывается в значении стремления и страстного желания к чему или кому-либо. Библия говорит, что Бог: «…до ревности любит дух, живущий в нас…» (Иак.4:5). Все мечты в своей основе берут начало от любви и веры. Любовь долготерпит, …вера же – осуществляет ожидаемую мечту и даёт полную уверенность в её осуществлении в нашем сердце и в нашей жизни; но только «вера действующая любовью» помогает нам достигать наших целей и истинных желаний, не взирая ни на какие трудности и обстоятельства.
Интересно, что практически все слова в Библии на русском языке, связанные или имеющие к слову «мечта» какое либо отношение, указывают на негативный оттенок в значении этого слова (Пс.72:20, Иер.14:14, 23:16, Иуд.8, Рим.11:25, 12:16). Если заглянуть в оригинальные тексты, например, еврейский язык, то они укажут нам на коварство, обман, хитрость, ухищрения (Пс.72:20, Иер.14:14) или же на более нейтральное положение этого слова (в значении сновидения, видения, откровения – Иер.23:16, Иуд.8), но если брать общий контекст текстов, то всё равно эти слова противоречат Божьей воле, поскольку произносятся с обманом и в обольщении. Мы же постараемся рассмотреть «мечту» (Божьи желания и мысли) с положительной стороны и промысла Бога в процессе истории человеческого существования. Бог, сотворивший человека, вложил в его сердце всё доброе и светлое, а мы знаем, что всякое даяние доброе исходит от Бога, и это значит, что всё доброе, светлое, чистое в человеке – это действие исключительно Божьего света и благодати. Если Бог сотворил человека таким, что он может думать, делать свой выбор и мечтать (желать Флп.4:6.), то Каков на самом деле Он, Всемогущий и Святой, Господь в Своих мечтах и желаниях по отношению к человеку и сотворённой Им Земле? Бог через пророка Исайю говорит: «Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис.55:8). Слово «мысли» в этом тексте означает как мысли, так и «помышления, намерения, замыслы, а также искусный дизайн, нечто искусно придуманное или сделанное».
Каковы замыслы Бога в отношении тебя? Что Бог хочет дать тебе? С какою целью ты родился, и что Бог желает в твоей жизни изменить? Какою видит Бог твою жизнь, перспективы?
При всём этом очень важно помнить, что исконное значение слова «мечта» в некоторых языках указывает на: мерцание (чего-либо вдали), блеска (чего-то манящего), сверкающего, искрящегося, мелькающего; в других языках рассматривается как что-то, что нужно «разглядывать», «всматриваться», «сопоставлять» или даже то, чему приходится «удивляться» (как это похоже на слова апостола Павла, который говорит о Божьих небесах с земного, человеческого взгляда как о чём-то тусклом, гадательном – 1-ое Кор.13:12). Как это прекрасно, когда в нашем мире, порою мрачном и унылом, есть проблески удивления и восхищения. Наш Бог великолепен и творчески невероятен, поэтому нам есть над чем восхищаться и удивляться, смотря на Всемогущего Бога неба и земли.
О чём же мечтает наш Великий Господь?
Для ответа на этот вопрос мы с вами обратимся к Священному Писанию и проанализируем, что Господь совершил в истории человечества, чтобы понять самые потаённые и сокровенные мысли любящего Отца. Библия рассказывает нам (Бытие 1-2 главы), что Бог сотворил человека: Адама и его жену Еву. На фоне данной библейской истории, которую знают не только христиане, но и многие неверующие люди, хотелось бы показать несколько превосходных моментов для нашей темы, поскольку это имеет важное место и значение в истории человечества и в нашем дальнейшем размышлении по отношению желаний Бога и Его мечты о человечестве.
В истории творения мы видим, что Бог руководствовался некоторыми важными принципами, которые впоследствии предложил и всему человечеству, потому что без них не состоялось бы правильных межличностных отношений. Они как свет и соль в мире тьмы и разврата. Недаром, когда Христос пришёл в мир, Он часто сравнивал наш мир с родом прелюбодейным и слепым.
Сейчас давайте обратимся к этим важным для нас принципам:
Первое, что сделал Бог для человека, так это вдунул в его мёртвое, только что сотворённое тело Свой животворящий, творческий дух, который оживотворил человека и «стал человек душою живою». Это самое дорогое и самое лучшее, что имеет человек в своей жизни. Недаром дьявол, приходя к Богу просил об Иове и говорил, что «кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек ВСЁ, что есть у него…» (Иов 2:4). С духом жизни человек получил и образ, и подобие Самого Творца, что способствовало разумно-интеллектуальному, творческому и волевому развитию и существованию всех людей и отличало их от животного мира.
Во-вторых, Бог поселил человека в Эдемском саду. Мы сейчас не можем себе и представить во всей полноте, в каких прекраснейших условиях были Адам и Ева, когда сотворил их Господь. Во всём Писании есть только два места, где автор Бытия, Моисей, сравнивает красоту и передаёт ощущения восторга Эдемского сада, и этими местами он называет земли Содомские и Гоморрские (Быт.13:10), а так же землю Египетскую. Но красота эта только внешняя, поскольку внутреннее духовное идолопоклонство приводило этот образ к дисгармонии и дисбалансу. Прошло время, и мы на примере этих земель увидели с вами, к чему приводит внешняя красота без внутреннего наполнения: во-первых, к сухой земле Египта, во-вторых, к мёртвой воде, солёному морю. Другими словами – это СМЕРТЬ! В этом саду были лучшие условия для весьма хорошего создания Божия – человека. Всё, что мы можем сказать об условиях и комфорте, в котором находился человек – это несколько слов: «весьма хорошо!» Душа человека не чаяла горя и была создана для жизни в комфорте и любви…, смерть не была условием Божьего завета, боли и скорби не было места в Эдемском саду; там всё ликовало, радовалось и прославляло Бога. Любовь созидала всю атмосферу и жизнь творения, в том числе и человека.
В-третьих, как только возникло что-то, что нарушило гармонию любви, в виде одиночества, Бог сразу разрешил эту проблему, предложив человеку лучший подарок после дорогой ему жизни – жену, которая сразу была принята Адамом как что-то родное, близкое, то что Адам не нашёл в природе, или среди животных. Первые слова его были: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Бог знал, что человеку потребуется, ведь это Он его Творец. Самое лучшее, что предлагает Бог всегда соответствует нашим потребностям, поскольку только Он знает, что послужит нам во благо, а не во зло (Иер.29:11).
И последнее предельно важное положение, которое Бог предложил человеку при сотворении в Эдемском саду – это общение с Самим Собой, с Богом. Жизнь в общении с Богом это то, что было задумано от начала творения для развития человека в гармонии со всем миром и Вселенной. Общение с Богом насыщало душу человека, который в прохладе дня за обычной беседой во время прогулки созерцал красоту Всевышнего Бога. Адам был самым совершенным из сотворённых людей, самым проницательным, самым мудрым.
Таким образом, Бог сотворил человека для жизни в раю, в Эдемском саду, для общения с Собой, для распространения и для владычества на земле. Человек был наместником, царём и властелином от Бога. Важно и то, что люди не были марионетками у Бога. Он дал им свободную волю и уважает её до сих пор. Хотя Бог и знал всю опасность, но всё же предложил ему выбор и свободу в своих путях и желаниях.
Сотворённый в лучших условиях и лучшим Мастером человек находился в прекрасных отношениях с Богом. Невидимый мир внимательно наблюдал, Ангелы Божии восклицали от радости, звёзды ликовали. Бог отдыхал от дел Своих, закончив творческий процесс творения нашего мира.
Но при всём совершенстве и великолепии Бог знал, что всё только начинается. Человеку в недалёком будущем стоит пройти серьёзное испытание в своей жизни, которое подвергнет его мир большому и кардинальному изменению и «тварь подвергнется суете не добровольно, но по воле покорившего её…» (Рим.8:20). Бог вручил Свою мечту (Свой творческий замысел) в руки человека и со всей решительностью и смелостью смотрел и думал (хотя и знал всё): как же поступит человек? Человек же выбрал совершенно другую судьбу для своей жизни и подверг весь мир опасности порабощения, обольстившись грехом, обманувшись льстивыми словами змея. В конце концов, отступление достигло такого момента, что Бог во времена жизни Ноя, раскаялся и восскорбел в сердце Своём, да так что чуть не истребил весь род человеческий, поскольку не таким хотел видеть мир, который сотворил для человека. Смерть была противна Господу, разложение и преступления отвращали взгляд Бога, Он скорбел, сожалел и плакал о человеке. Очень показательным в данном случае примером является жизнь Христа, поскольку Он отображает в полноте всю сущность Бога и Его отношения к человеку и смерти, которую последний унаследовал через грех. У Иисуса был друг Лазарь, который умер, и когда об этом узнал Иисус и увидел последствия смерти – боль, горе, безвыходность, страх человека перед непобедимой смертью, – то первое что мы видим: Он восскорбел духом, вследствие этого пришло возмущение против смерти и, то, что произошло потом, удивляет и приводит в восторг Иоанна: «Иисус прослезился». Иисус любил Лазаря, Марию, Иоанна, весь мир и Он не допустит или, по крайней мере, сделает всё, чтобы спасти Своих друзей. Дальше последовали решительные меры со стороны Христа, и Он вырвал Своего друга из оков смерти, тем самым лишив её власти. Точно так же Бог во времена Ветхого Завета, во времена Ноя, восскорбел и возненавидел последствия греха и смерти, но семью праведника и всё человечество в нём Он спас и не оставил без милости.
Наши грехи разделили нас с Богом, и мы превратили мир, в котором был рай, в мир скорбей, слёз и горя. Удивительно то, что на этом всё не прекратилось. Бог первым сделал к людям шаг примирения к восстановлению через жертву животных для покрытия преступлений. Путь к осуществлению мечты был продолжен или, лучше сказать, возобновился. Бог решил осуществить Свой план через небольшую семью, на тот момент язычника Аврама, которого называли Евреем, поскольку он был переселенцем в земле той. Зная сердце Авраама, как впоследствии стал он называться, Бог благословил его род и обещал, что в нём благословятся все народы и племена земные. Чудесным образом Бог взращивал веру в Аврааме и укреплял его в хождении среди развращённых народов того времени, тем самым распространяя свет Своего царства на Земле. После Авраама благословение и обещание на жизнь в земле обетованной Бог осуществлял через Исаака, Иакова и народ Израильский посредством Ангелов, пророков, судей и царей. В очередной раз мы видим, как Бог встречается с людьми, но не наоборот. Всякий раз, когда человек отступается и падает, Бог протягивает руку помощи и приближается к человеку. Бог открывался обманщику Иакову во сне и через Ангелов, Иосиф так же видит пророческие сны и верность Божью в его трудной жизни, которая всё это время была под руководством Духа Божия. Сыны Израилевы наблюдали за столбом огненным и облачным в пустыне и за молниями и громами у горы Синай, где Бог удивительнейшим образом при всей Своей святости, строгости, а так же недосягаемости и грозно внушающем страхе разрешает подняться и прийти ВСЕМ Израильтянам без исключения в присутствие Своё (Исх.20:19), и ощутить благоволение Божье в своей жизни, но народ отступил в страхе и встал вдали, предоставив только Моисею говорить с Богом. Как легко снять с себя ответственность личного предстояния пред Богом и заменить её посредничеством, но как это прекрасно знать пути Господни и слышать голос Божий непосредственно в своём сердце. Народ Божий не осознавал всю опасность своего положения, поэтому и пали они костьми в пустыне. Об этом же говорит Сам Христос, однажды находясь напротив Иерусалима: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37).
Печальная история, которая рассказывает о несостоятельности людей предстать перед Всемогущим Богом. Нам бы показалось, на первый взгляд, что в очередной раз попытка сближения Бога со Своим творением не увенчалась успехом, потерпела крах, но это показывает нам Божью неотступность, долготерпение и благость к отпавшим. Бог продолжает сближаться в Своей мечте с родом человеческим. Из года в год, из века в век, Бог думал и говорил: «кого Мне послать и кто пойдёт для Нас?» Но не многие решались на это и не у многих горело сердце потрудиться для Бога, положить душу за ближнего, отказаться от всего в этом мире. Большинство людей стремилось к посредственной жизни, где правит суета и ложь. Тернии, камни, солнце заглушали и иссушали то семя слова Божьего, которое сеялось Богом в сердцах людей. Людям легче жить по закону, чем искать лица Божьего, легче идти за проводником и слушать чьи-то советы для своей жизни, чем прилагать усилия самому в повседневном искании воли Господней, поскольку можно было бы легко выкрутиться, сняв с себя ответственность за выполнения того или иного дела, указав на посредника и обвинить другого в своей несостоятельности. «Лукаво сердце человеческое и крайне испорченно». Наступило время посреднического служения, закона и пророков, которые подводили евреев к Богу, провозглашая Его волю, желания, устремлений. И в этот период Бог продолжал говорить через пророков, судей, царей. Через Иеремию Бог выразил желание, стать частью Божьего народа, изменить их изнутри, преобразовать их жизнь, изменив сердце, которое крайне испорченно и развращённо (Иер.31:33); через Моисея – ходить с ними (Исход, Лев.26:12); через Иезекииля Бог говорит, что не хочет смерти грешника, но чтобы он жил (Иез.33:11). Но времена закона не смогли довести до совершенства то, что запланировал Бог в Своей воле, хотя и показали ветхость и беспомощность закона в спасении людей через человеческие усилия; но при внимательном рассмотрении видно, что закон обнаружил страсти греховные и показал, что все люди отступили от Бога и лишились святости, показав свою несостоятельность в вопросе спасения.
Таким образом, всё, что происходило во времена закона и пророков, было всего лишь тенью наипрекраснейшего будущего, которое открывалось во Христе и в Церкви. Так же у пророков и вообще в Писаниях Ветхого Завета мельком можно было увидеть некоторые элементы Божественного провидения, осуществляемого Христом. Итак, последней чертой, штрихом в Божественном плане мечты было явление Христа, дорогого Ему Сына на землю: «отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится ЛУЧШАЯ НАДЕЖДА, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7:18,19). Показав людям их несостоятельность через праведный закон, Бог указал на то, что они свободны уйти, но не способны сами по себе возвратиться и обрести праведность и ту жизнь, от которой ушли. В очередной раз Бог возрождает человеческий род через самое дорогое – ЖИЗНЬ. Христос отождествляется с Адамом, и Павел называет Его «вторым Адамом», Который приобрёл нам жизнь через Свою смерть и воскресение. Он восстанавливает нас в правах перед Богом как святых и праведных во Христе Иисусе. Как в первые моменты жизни человек был оживлён через дуновение духа жизни, так и в последние времена Бог оживляет и возрождает людей через животворящее служение Своего Сына Иисуса Христа, Который в Священном Писании называется Словом Божьим! Из одного завета в другой Бог приближался всё ближе и ближе к человеку, пока полностью по плоти не уподобился ему во всём, кроме греховной природы. Всё это даёт Ему возможность воссоединить нас с нашим Творцом. Начиная с простого присутствия среди людей, Господь переходит к более тесным человеческим отношениям, как говорит апостол Иоанн: «…Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:17). Осуществляя таким образом Свой план спасения, Отец достигал той мечты в Своём общении с человеком, которую Он запланировал уже тысячи лет назад, когда создавал людей.
Итак, давайте задумаемся: чего стоила Богу наша жизнь, наше упорство, непослушание, сопротивление? Самое дорогое и лучшее, что было у Бога-Отца, Он отдал нам во имя любви, надежды и справедливости. Именно это и есть проявление настоящей любви. Вернуть человеку свободу, восстановить справедливость, победить смерть, и установить царство на Земле как и на Небе, Богу стоило слишком высокой цены. То, что для нас было бесплатным подарком, для Христа стоило жизни. Поэтому, как говорится в одной христианской песне: «стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать!»
Что же Бог приготовил? В чём проявляется эта ЛУЧШАЯ НАДЕЖДА?
Во-первых, Бог как и в первый раз дал нам ДУХ ЖИЗНИ, который мы, потеряв однажды, теперь уже имеем вечно.
Во-вторых, Бог дал нам обитель, которую Он приготовил для всех любящих Его.
В-третьих, Бог окружил нас братьями и сёстрами, таким образом, лишив нас одиночества в этом мире, которое появилось во время разделения нас с Богом. А с другой стороны, Сам Бог, во Христе, приобрёл нас для Себя, для вечных и прекрасных отношений; то, чего не достигли Адам и Ева в Эдеме, Христос совершил через Гефсиманию и Голгофу.
В-четвертых, смерть вторая не имеет над нами власти, поскольку не только побеждена Христом, но и лишена власти и будет брошена в озеро огненное на вечное мучение в конце времён, и теперь настал наш черёд царствовать со Христом в Царстве, где будет мир, радость, где Сам Бог отрёт слезу с очей, где не будет плача, вопля и болезней.
Так Бог осуществил мечту, которую Он запланировал, и никто Его не остановит в этом деянии: но будем ли мы иметь участие в этой замечательной истории спасения и последующей жизни вечной, зависит во многом от нас. Существует много увещеваний и наставлений на этот счёт. Об этом свидетельствует глагол-связка «будем», а иногда он употребляется совместно с союзом «если», которые указывают на определённые условия или же на активные действия и побуждающие нас к осуществлению ожидаемого будущего:
«Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас» (2-ое Тим.2:12).
«Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1).
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего» (Евр.4:14).
«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25).
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще…» (Евр.12:1).
«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом…» (Евр.12:28).
«Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1-ое Фес.5:6).
«И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1-ое Кор.15:49).
«Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим.14:19).
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога» (1-ое Ин.4:7).
«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр.3:3).
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
Эти и множество других мест помогут нам достигнуть «дня оного» и войти в мечту Божью, а не просто услышать или прочитать о ней. Аминь!!!
Евгений Калайда
г.Хабаровск